Сегодня вся Церковь празднует Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Епископ Выксунский и Павловский Варнава о празднике Крестовоздвидения:
«Наша православная вера очень тесно связана с жертвой Христовой. Это главное событие евангельской истории, потому что через Крест совершилось спасение Господом нашим Иисусом Христом всего человечества от смерти, от порабощения дьяволу. Сам Бог приносит Себя в жертву за грехи людей.
Вы все знаете историю этого праздника. Царица Елена, обретшая Крест, была очень благочестива и находчива. Желая восстановить поруганные святыни в Иерусалиме, она долго искала человека, который мог показать то место, где был распят Спаситель. Иерусалим настолько был разрушен римлянами после восстания иудеев, что там не осталось камня на камне, а потом еще на развалинах построили языческий город. Это был колоссальный труд, люди копали, а когда изнемогали, она бросала им монетки, и этим ободряла рабочих. Так было обретено Животворящее Древо Креста Господня. Патриарх Макарий стал поднимать-воздвигать Крест Господень для всеобщего обозрения среди камней и земли. Крест был очень тяжелый, не такой легкий и маленький как у нас в храме на богослужении, и ему помогали.
Неся Крест на Голгофу, Господь Иисус Христос, измученный и израненный, падал под его тяжестью, разбил себе колено. Об этом нам сейчас известно из «пятого Евангелия» – Туринской плащаницы. Это вещественное свидетельство страданий Христа. Благодаря современным методам исследования, ученые установили, как мучили Иисуса, вплоть до того, сколько ударов Ему было нанесено римским бичом, как надевали на голову терновый венец, как шапку, и били тростью. Все эти следы остались на плащанице.
Некоторые недоумевают, почему мы почитаем Крест и поклоняемся Ему, это ведь неодушевленный предмет. Но мы знаем, какая сила исходит от Креста Господня, потому что на нем был распят Спаситель. Мы поклоняемся Кресту не ради Креста, а почитая Христа, распятого на Нем. Любой другой крест, не связанный со Спасителем, для нас обычный крест. Вспоминая Его страдания, и мы должны распять свою плоть «со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Та жертва, которую принес за нас на Кресте Господь, не должна быть напрасной. Мы всё необходимое сейчас имеем для спасения, только надо неотступно следовать этой дорогой, воспринимая весь тот опыт, который накопила Святая Церковь в своей двухтысячелетней истории».