Сегодня в нашем монастыре состоится ночное богослужение.
23.00 - исповедь
23.30 - молебен на начало Нового года
00.00 - Божественная Литургия
Сегодня в нашем монастыре состоится ночное богослужение.
23.00 - исповедь
23.30 - молебен на начало Нового года
00.00 - Божественная Литургия
Други наши, православные христиане!
Поздравляю вас с 2022 годом!
Для каждого из нас Новый год и связанные с ним приготовления – это попытка устроить для себя и своих близких маленький рай на земле, напоминающий о радости, которую мы ждем от Господа как будущность вечности. Все в этом празднике говорит нам о благах, которые дарует нам Христос Своей любовью, милостью и всепрощением, когда мы действительно каемся в своих грехах, исповедуем свои немощи и открываем любовь в своем сердце другим людям.
Этот праздник всегда связан с добрыми надеждами на будущее, на то, что все плохое, все недолжное, все то, что огорчало нас в прошлом году, уйдет, а наступивший год принесет нам больше радости, света, мира и любви. Постараемся и дальним, и ближним нести радость и бодрость духа. Будем помнить, что твердое основание нашего хорошего, доброго настроения – это правильное духовное устроение, когда совесть не укоряет нас в грехах, и мы чувствуем мир в душе. И тогда все невзгоды, объективные или субъективные трудности, проблемы будут переживаться нами не в одиночестве, но с Богом. А с Богом всегда все легче.
Всех искренне поздравляю с этим праздником. Будем радоваться и готовиться к встрече святого и светлого Рождества Христова. С Новым 2022 годом!
Сегодня к нам на помощь в уборке снега приезжали наши друзья, участники волонтерского движения "Доброхот" г. Выкса. Спасибо вам за отзывчивое сердце.
Сегодня празднование свт. Николаю Чудотворцу. В этот же день отмечаем день рождения нашей настоятельницы, игумении Руфины.
Милая, дорогая наша матушка! Желаем Вам здравия душевного и телесного. Многая и благая лета!
Позавчера преставилась схимонахиня Мария (Левченко Мария Яковлевна). Сегодня состоялось ее погребение.
Сегодня у нас в монастыре служили так называемую "Аллилуйную" службу - это принадлежность постов, Великого и малых.
Каждый, кто хотя бы раз читал Библию, знает о том, что Ветхий Завет завершается двенадцатью книгами малых пророков. Одна из книг написана пророком Наумом, предсказавшим падение Ниневии. Как раз его память совершается сегодня. Как и все пророки, Наум обличал согрешивших, утешал кающихся, уповающих на милость Божью. Но правильное понимание Священного Писания и пророчеств, сделанных святым, невозможно без знания личности пророка и его вклада в православие.
Предлагаем послушать лекцию о "малых" библейских пророках.
Предлагаем к просмотру фильм митр. Илариона Алфеева об этом празднике.
28 ноября Епископ Варнава поздравил многодетных матерей с праздником, потом вручил награды: многодетные матери по представлению правящего архиерея удостоены Святейшим Патриархом Кириллом наград – Патриарших Знаков Материнства.
- Семья – это основа любого общества. От понятия «семья» идет понятие «род», соответственно, и понятие «Родина». А значит, и честь, и патриотизм, - сказал Владыка. – Сегодня в большом дефиците добрые гармоничные отношения в семье. Много разводов, некоторые молодые люди вообще вступают в отношения, не регистрируя брак... Жизнь в таких случаях редко складывается должным образом. Эта тенденция не отражается положительно и на рождаемости. Семьи зачастую ограничиваются одним ребенком либо двумя детьми. Однако сила наша – в многодетности.
С праздником всех матерей поздравил благочинный Выксунского округа иерей Михаил Величкин
26 ноября по благословению епископа Выксунского и Павловского Варнавы в Выксе в большой трапезной Выксунского Иверского женского монастыря был проведен спецкурс «Приходская история. Как написать историю храма?».
В мероприятии, организованном епархиальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ при содействии епархиальных отдела религиозного образования и отдела культуры, приняли участие священнослужители, а также краеведы, музейные работники, преподаватели, студенты, сотрудники библиотечных систем из муниципалитетов, входящих в канонические пределы Выксунской епархии, – всего около 50 человек.
В рамках спецкурса, прочитанного его автором Михаилом Денисовым, директором московского научно-исследовательского центра «Приходская история», слушателям был дан алгоритм создания истории храма с нуля. Собравшиеся ознакомились с дореволюционным и современным российским и зарубежным опытом, с источниками по истории храмов и методике написания приходской истории.
Важно то, что занятия проводились с учетом специфики именно Выксунской епархии, региональных особенностей истории её территории.
Зачем нужно исследовать историю храма? С чего начать исследование? Каким может быть (должно быть) оглавление книги о храме? На эти и иные актуальные для церковного краеведения вопросы смогли получить ответы участники спецкурса.
25 ноября в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А. С. Пушкина состоялось торжественное открытие XVI Рождественских образовательных чтений Нижегородской митрополии.
Тема форума – «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». Организаторами выступают Нижегородская митрополия и правительство Нижегородской области.
В церемонии открытия приняли участие митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, председатель организационного комитета Международных Рождественских образовательных чтений митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Гнеушев, епископ Городецкий и Ветлужский Августин, епископ Выксунский и Павловский Варнава, викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова, начальник Главного управления МЧС России по Нижегородской области генерал-лейтенант внутренней службы Валерий Синьков, а также руководители нижегородских вузов и представители городских округов и муниципальных районов Нижегородской области.
Собравшимся были продемонстрированы видеообращения к участникам форума губернатора Нижегородской области Глеба Никитина и председателя Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды.
С приветственным словом к гостям и участникам форума обратился заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Гнеушев. Он поздравил всех с открытием Чтений и предстоящим рождественским постом, вручил высокие награды за значительный вклад в развитие образования.
Приказом министра просвещения России Сергея Кравцова митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий удостоен звания «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации». Нагрудный знак вручил Андрей Гнеушев.
Митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Евгению и руководителю отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерею Евгению Худину вручены юбилейные медали «В память 800-летия Нижнего Новгорода».
Затем участников форума также приветствовал председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, председатель организационного комитета Международных Рождественских образовательных чтений митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений. Он отметил, что отмечаемый в 2022 году юбилей 350-летия со дня рождения Петра I дает возможность осмыслить многие вопросы от отношения Церкви к личности императора до осознания собственных внутренних противоречий, которые все более обостряются в современных условиях. «Я полагаю, что в рамках Чтений прозвучит много интересных докладов и мы откроем для себя новые грани личности государя Петра Алексеевича Романова», – подчеркнул митрополит Евгений.
Владыка Евгений отметил, что исторически справедливым делом будут наши попытки увидеть в Петре I то, что увидел его современник святитель Митрофан Воронежский, который искренне, воистину отечески любил его и поддерживал во многих делах. Но если со стороны науки и общества можно видеть объективное отношение к Петру, спокойное, взвешенное видение плюсов и минусов его правления, то в сфере духовной, в связи с отношением монарха к Русской Церкви, православной вере, объективность пропадает. В адрес правителя, многое взявшего как образец у стран Западной Европы, летят обвинения самого необдуманного характера, о нем говорят как о нехристианской личности, враге Церкви.
«Мог ли неверующий антиклерикал управлять православной державой? С одной стороны, государь-реформатор упразднил патриаршество, встроил церковную иерархию в государственный аппарат на правах одного из учреждений, серьезно затруднил жизнь монашества, превратил Третий Рим в секулярную империю, — сказал глава Синодального отдела. — Однако на отношение Петра к Церкви стоит взглянуть и под другим углом: разве отказывался когда-либо царь Петр Алексеевич от веры, разве уничтожал он духовенство, разве он не был храмостроителем и деятелем духовного просвещения? Именно Петр I лично участвовал в переносе мощей святого благоверного князя Александра Невского, именно он выступил инициатором строительства Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, многие храмы в Москве и Санкт-Петербурге были построены по эскизам Петра I. В Духовном Регламенте 1721 года, который сыграл огромную роль в среде духовенства, помимо отмены патриаршества, формулируется разумное пожелание к деятельности духовенства, где катехизация названа в числе первоочередных задач, где высказывается необходимость изучить и запретить самочинные обряды и обычаи на окраинах Руси, не имеющие отношение к православию; где говорится о необходимости давать священникам образование. В этом случае царь выступает не как враг Церкви, а как просветитель. Таким образом в наше время нужно вспоминать не только о грехах Петра Алексеевича, но и о его энергии, его неиссякаемой любви к Родине, о титанических трудах, которые он положил на благо нашей страны».
Далее на тему образования Нижегородской губернии с докладом «От Петра губернии берем начало…» выступили учащиеся православной гимназии.
После этого вниманию гостей форума был представлен видеоролик о взаимодействии Церкви и современного общества на примере деятельности Нижегородской митрополии.
Затем к собравшимся обратился митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Дорогие собратья архипастыри, досточтимый митрополит Евгений, братья и сестры. Уже не один год в рамках областных Рождественских чтений мы затрагиваем темы, которые помогают понять, кто мы такие, для чего живем и в чем наше с вами предназначение в будущем. На прошлых Чтениях мы рассматривали тему, связанную с жизнью великого воина, дипломата, государственного деятеля святого благоверного великого князя Александра Невского. Эти Рождественские чтения посвящены 350-летию со дня рождения императора Петра I, великого государя нашей земли. В осмыслении его личности, исторических решений и масштабных реформ, как положительных, так и отрицательных, мы можем увидеть противоречия и вызовы сегодняшнего дня, а в сегодняшнем дне, в нашем мировоззренческом выборе – будущее нашего государства, залог его успешного развития. Оно зависит от нас с вами, от того, какой мы вектор выберем».
Нижегородский архипастырь выступил с докладом, посвященном теме Чтений. Он напомнил о неотделимости истории государства Российского от истории Русской Православной Церкви со времени Крещения Руси, об особой роли Православной Церкви в русской истории и привел множество примеров, когда Церковь оказалась единственной объединяющей силой: в период феодальной раздробленности, становления Московского царства, преодоления Смуты в начале XVII века и другие сложные моменты истории.
Митрополит Георгий подробно рассказал о разрушительных последствиях политики агрессивного секуляризма, то есть постепенного отказа от духовных ценностей в пользу материальных предпочтений, начатого в нашей стране в правление Петра, продолженного Екатериной II и доведенной до крайней степени большевиками. В конечном итоге это привело к глубинному цивилизационному сбою в 1917 году, вследствие которого Россия пошла по пути отрицания собственной истории, уничтожая Церковь и ее святыни, которые на протяжении столетий почитались народом и вдохновляли на подвиги.
«Опыт секуляризма, проект строительства безрелигиозного общества, не опирающегося на систему традиционных ценностей, не увенчался успехом. Последствия секуляризации, начатой Петром I и продолженной в XX веке, все еще ощутимы: распад семей и кризис семейных отношений, сиротство, падение рождаемости, вымирание народа. Не отвергая того прогрессивного и созидательного, что создается в современном мире, мы должны хранить наши традиции и не подчинять себя чужой воле, требующей от нас отказаться от собственного предназначения. Сегодня наша задача – строить для наших детей новую Россию, которая может стать великой только через восприятие духовных ценностей Святой Руси», – сказал митрополит Георгий.
В завершение своего выступления глава Нижегородской митрополии вручил дипломы победителям регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»: учителю начальных классов Арзамасской православной гимназии имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Светлане Гуркиной, учителю начальных классов Тепловской школы Вере Дедовой, заведующей детским садом №116 города Нижнего Новгорода Марине Соколовой.
После официальной церемонии открытия Рождественских чтений состоялся концерт. Перед гостями выступил образцовый фольклорный ансамбль «Прялица» детской школы искусств имени Ф. И. Шаляпина.
Для расширения аудитории прямая трансляция Рождественских чтений проходила на сайте информационного агентства «Время-Н», на сайте Нижегородской епархии, на канале телекомпании «Образ» на YouTube, а также в группах Нижегородской епархии в социальной сети «В контакте».
Чтения будут проходить в три этапа: благочиннический, епархиальный, региональный. В организации и проведении форума примут участие епархии, входящие в состав Нижегородской митрополии (Выксунская, Городецкая, Лысковская, Нижегородская), структурные подразделения епархиальных управлений, а также региональные органы законодательной и исполнительной власти.
В рамках XVI Рождественских образовательных чтений пройдет множество мероприятий, реализуемых силами епархий совместно со светскими учреждениями культуры и образования, вооруженными силами и правоохранительными органами, уголовно-исполнительной системой, медицинскими и социальными учреждениями.
Работа форума продлится до 20 января 2022 года.
Справка:
Рождественские образовательные чтения — это церковно-общественный форум в сфере образования, молодежной политики, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. Они проводятся в тесном сотрудничестве правительства Нижегородской области, Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви и Законодательного Собрания Нижегородской области с 2005 года.
Рождественские чтения Нижегородской митрополии традиционно проходят в широком формате, объединяя представителей духовной и государственной власти, творческой интеллигенции и научного сообщества, учащихся и педагогов, представителей епархий. Организаторы стремятся создать площадку для диалога, в котором властные структуры, общественные деятели и Церковь получают возможность вдумчиво обсуждать конструктивные идеи и решения, активно влияющие на развитие жизни Нижегородской области.
В рамках работы Чтений разрабатываются и обсуждаются методики, программы, концепции, рекомендации, способствующие духовно-нравственному развитию нижегородцев. Проводится обмен практическим опытом в вопросах воспитания и образования. Идет процесс консолидации всех участников Чтений для достижения наиболее эффективных результатов в развитии большинства сфер жизни общества.
В 2020 году торжественное открытие Рождественских чтений Нижегородской митрополии проходило в формате трансляции, к которой в режиме реального времени подключились более 50 тысяч человек во всех муниципалитетах Нижегородской области.
В 2021 году в рамках работы XXIX Международных образовательных чтений в городе Москве в Храме Христа Спасителя в зале Церковных Соборов состоялась работа секции Нижегородской епархии, где был представлен опыт реализации православного компонента в развитии дошкольного образования. В ходе работы секции, где были освещены вопросы эффективного взаимодействия правительства Нижегородской области, министерства образования и науки Нижегородской области и частного образования, одним из направлений работы которого стало успешное участие православных детских садов в реализации национального проекта «Демография».
Сайт Нижегородской митрополии. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 25/11/2021.
20 ноября 2021 года Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл отмечает 75-летие со дня рождения.
Благочинный Выксунского округа иерей Михаил Величкин и студенты Центра подготовки церковных специалистов Выксунской епархии присоединились к онлайн-поздравлению Святейшего Патриарха в формате флешмоба.
12 ноября в рамках епархиального этапа Рождественских образовательных чтений посвященной теме «к 350-летию со дня рождения Петра 1: секулярный мир и религиозность»началась работа по направлению «Древние монашеские традиции в условиях современности».
Организатором работы выступил отдел образования и катехизации Выксунской епархии во главе с руководителем отдела. Заседание проходило в Епархиальном управлении на базе штаба витязей.
Открывая работу направления, игумения Руфина, благочинная монастырей выксунской епархии выступила с приветсвенным словом к собравшимся и докладом: «Царство Мое не от мира сего»: о хранении монашеских обетов в условиях секулярного мира.
Игумения Александра, настоятельница Иверского женского монастыря, выступила с докладом на тему: «А есмь Путь, Истина и Жизнь»: о непреходящей ценности Евангелия и жизни во Христе.
О реализации миссии монастырей в прошлом и настоящем рассказал в своём докладе иеромонах Николай (Чеботарёв). Тема выступления: «Вы есте свет мира»: о реализации миссии монастырей – исторический аспект и современные вопросы.
В заключительной части работы секции выступающие ответили на вопросы, заданные из зала.
Дорогие друзья! Скоро начнется Рождественский пост, время молитв и покаяния. За ним наступит праздник Рождества Христова, который все мы ждем с нетерпением.
Период подготовки к Рождеству Христову, называемый Рождественским постом, начинается 15/28 ноября, за сорок дней до Рождества Христова. Точную дату появления Рождественского поста установить невозможно. На Западе первые упоминания о посте перед Рождеством относятся к V-VI векам. На Востоке сорокадневный Рождественский пост упоминается в IX веке (хотя в это время его продолжительность была еще предметом разногласий).
Одной из особенностей богослужения в период Рождественского поста является то, что в некоторые дни (19, 26 и 29 ноября, 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря) оно по своему покаянному характеру должно напоминать великопостное богослужение: в эти дни Устав предписывает читать молитву преподобного Ефрема Сирина с поклонами. Кроме того, период Рождественского поста характеризуется обилием памятей ветхозаветных праведников и пророков как провозвестников Рождества Спасителя. В течение поста совершается память пророков Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Даниила и трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила.
Рождественская тематика вводится в литургические тексты постепенно. По воскресеньям и праздникам, выпадающим на Рождественский пост, начиная с Введения во храм Пресвятой Богородицы, на утренях в качестве катавасий поются ирмосы рождественского канона «Христос раждается, славите». За шесть дней до Рождества на вечерне после стихир на «Господи, воззвах» поется стихира «Вертепе, благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа». Предпразднство Рождества начинается за 5 дней до праздника: в эти дни рождественская тематика в богослужебных текстах становится доминирующей.
Последние два воскресенья перед Рождеством носят названия «Недели святых праотец» и «Недели святых отец»: они посвящены воспоминанию о ветхозаветных праведниках, которые своим духовным и нравственным подвигом подготовили мир к пришествию Спасителя. В Неделю святых отец за литургией читается начало Евангелия от Матфея, содержащее родословную Иисуса Христа.
Евангелист Матфей не случайно начинает свое повествование о Рождестве Христовом с перечисления предков Спасителя. Тем самым он показывает, что Иисус Христос был настоящим и полноценным человеком, представителем Своего народа. Он был плоть от плоти еврейского народа и вместе с тем совершенным Богом. Имена ветхозаветных праведников перечисляются в Евангелии также потому, что все они жили верой в грядущего Спасителя. Об этом говорится в словах апостола Павла, читаемых в Неделю святых отец: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие... Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования... Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака... (Евр. 11:8–9, 17). Вся жизнь праотцев, о которых упоминается в Евангелии, была пронизана верой в Бога и ожиданием Спасителя: именно в этом заключается смысл чтения родословной Иисуса Христа в воскресенье, предшествующее Рождеству.
Список праотцев в богослужебных текстах начинается с первозданного Адама, которого Церковь прославляет как отца всех людей:
Адама перваго почтим рукою почтеннаго Зиждителя, и всех нас праотца уже бывшаго, и в скиниах небесных со всеми избранными почивающа.
Почтим первого Адама, который был почтен рукой Создателя, был праотцем для всех нас, а ныне почивает в небесных скиниях со всеми избранными.
Авель прославляется как первый мученик, пострадавший от «скверноубийственной руки» своего брата; Ной – как сохранивший невредимым Божий закон; Авраам – как «друг Божий», удостоившийся видения Святой Троицы, «якоже есть мощно человеку видети Троицу» (насколько видение Троицы возможно человеку); Исаак – как «образ Христовы Страсти» (прообраз страданий Христа). Об Иакове говорится, что он «брася со Ангелом, ум зря Бога наречеся» (боролся с Ангелом и был наречен «умом, видящим Бога»); об Иосифе – что он был брошен в ров «во образ закланнаго и в рове положеннаго Христа»; об Иове – что он был «кроток, незлобив, прав, совершен, непорочен». Поименно перечислены в каноне Недели праотец ветхозаветные праведники и благочестивые женщины, угодившие Богу, а также пророки, «Авраамовы внуцы» (потомки Авраама), предвозвестившие Духом Святым Слово Божие, происшедшее по плоти из колена Иудина. Особое место в службах Недели праотец и Недели святых отец отводится Даниилу и трем отрокам в печи вавилонской как прообразу рождества Христова, не опалившего «утробу Девичу».
Пресвятая Богородица в этих службах прославляется как плод всего предыдущего развития человеческого рода, как лучшая из женщин, как Та, Которую предвозвещали пророки и патриархи:
Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый Церковь: хвалятся в славе святии, яко от семени их плод благославен, без Семене Рождшая Тя...
Верой Ты оправдал праотцев, через них обручив Себе Церковь от всех народов. Хвалятся в славе святые, ибо от их семени Плод славный – без семени Родившая Тебя...
Явися Яже от века на земли проповедаемая пророки в вещаниих, Дева Богородица, Юже патриарси мудрии, и праведных собори возвещают. С ними же сликовствует и жен благолепие: Сарра, Ревекка, Рахиль, и Анна же, и славная Мариам Моисеова купно. С ними же срадуются и мира концы...
Явилась Дева Богородица, Которую издревле проповедали на земле пророки в своих предсказаниях, Которую мудрые патриархи и соборы праведников возвещают. С ними ликуют и благолепные женщины: Сарра, Ревекка, Рахиль, Анна и вместе с ними Мариам, (сестра) Моисея. С ними радуются и все части света...
В церемонии возложения цветов к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на площади Народного единства приняли участие митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия и епископ Дальнеконстантиновский Филарет, а также епископ Выксунский и Павловский Варнава, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан.
Далее они проследовали в расположенный в кремле Михаило-Архангельский собор. «Сегодня день особого почитания Казанской иконы Божией Матери и День народного единства. Этот поистине день победы нашего народа не просто над иноземными захватчиками и внутренним разделением, но света над тьмой, небесного над земным. То, что именно в Нижнем Новгороде началось дело защиты веры православной и спасения Родины – для нас большая радость и духовное утешение. Здесь, в древнем храме нижегородского кремля, почивает истинный сын Русской земли Кузьма Минин, с воззвания которого началось формирование второго народного ополчения, изгнавшего поляков в 1612 году. И сегодня, отдавая ему дань памяти, мы должны стать достойными сыновьями России, быть верными Богу и Отечеству», – сказал митрополит Георгий.
Затем преосвященные архиереи возложили цветы на могилу Кузьмы Минина и пропели ему «Вечную память».
Сайт Нижегородской митрополии. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 04/11/2021.
С 1901 по 1937 год отец Александр был настоятелем этого храма. В 1937 году он был арестован и расстрелян.
Внучка Валентина Михайловна поделилась своими воспоминаниями перед прихожанами церкви и рассказала, что создан сайт "troitskie.com", где можно ознакомиться с архивными документами.
Иаков Алфеев упоминается в Евангелии при перечислении имен апостолов из числа Двенадцати. До нас не дошли ни его письменные труды, ни какие-либо высказывания. Апостол был незаметным и часто оставался в тени. И даже имя Иаков было одним из самых распространенных в то время. Например, в Новом Завете мы встречаем еще двух апостолов с таким именем — Иакова Зеведеева и Иакова, брата Господня (из числа семидесяти учеников Иисуса).
Предлагаем посмотреть фильм об апостоле.
В 2021 году в РФ появился новый праздник — День отца. Отмечаться он будет каждое третье воскресенье октября (17 октября в этом году).
О важной роли отцовства говорит епископ Выксунский и Павловский Варнава.
Покров Божией Матери — праздник, который почитается в русском православном народе, почти как двунадесятый, как то, что имеет решающее значение для нашего спасения. И это действительно так. Потому что тайна, открываемая этим праздником, — тайна Креста Христова.
Когда кажется, что зло торжествует, что побежден Господь наш Иисус Христос, а с Ним и все человечество — все люди, которые надеются на Бога, на правду, на истину, — тогда Божия Матерь, имея этот дар — быть Матерью всего рода человеческого, встает на молитву за всех, кому суждено пережить это поражение в жизни. И Покров Божией Матери — светоносный, благодатный, пасхальный, сотканный из света победы Христовой над злом и над смертью, — простирается над миром. Потому что в мире всегда присутствует Крест Христов, внешне видимый всеми и все более различаемый теми, кому дается видеть незримое.
Любое поражение, когда за ним открывается
истинная жизнь, благодать Божия, — самая великая победа
Праздник Покрова Божией Матери Русская Православная Церковь совершает в день земного поражения наших предков. Это самое удивительное, самое прекрасное, что в нем есть. Много чудес совершается в Церкви, много знамений всегда было от Божией Матери. И этот праздник не остался в памяти других Православных Церквей, в том числе и Византийской. А русский народ, приняв Крещение, уверовав в Господа, полюбив Божию Матерь, узнав главную тайну нашего спасения Крестом Христовым и Ее заступничеством, избрал этот праздник в ряду самых главных своих торжеств. Для нас здесь большое утешение, потому что если есть такое сознание хотя бы в части нашего народа, значит, ничего не потеряно, и незачем унывать. Любое поражение, когда за ним открывается истинная жизнь, благодать Божия, — самая великая победа. Весь путь Русской Православной Церкви — крестный, скорбный — пророчески предопределяется этим событием.
Сегодня мы не можем не вспомнить, что чудо Покрова Пресвятой Богородицы было явлено блаженному Андрею, Христа ради юродивому, — тоже скифу, нашему предку, близкому по крови человеку. Когда-то попав в плен, он воспитывался в одной семье и с детства проявил необыкновенные дарования, способность к разным наукам. Прекрасно усвоив всякую премудрость, он вдруг все оставляет, когда открывается ему благодать Божия, свет истинной жизни, и избирает подвиг юродства. Предпочитает стать глупым, ничего не понимающим, ничего не различающим в этом мире, ищущем мудрости и хвалящемся ею больше всего. Каждый человек больше всего гордится своим умом, и обиднее всего для любого человека услышать, что он глупый. А блаженный Андрей совлекается самого высшего дара — драгоценного дара, данного человеку Богом для того, чтобы можно было все земное постигать, но не ограничиваться этим знанием, а устремляться к высшему. Но для этого каждый человек рано или поздно, каждый в своей мере и степени, должен приобщиться подвигу, который совершил святой Андрей, Христа ради юродивый. Совлечься своего ума, своего разумения, стать никем и ничем, потому что перед тем, что открывает Господь, это действительно так. И за это смирение получить от Господа высший дар разумения Христова.
В этот день Церковь одновременно совершает память преподобного Романа Сладкопевца. О нем обычно не упоминают, потому что все покрывает Богородичный свет. Но тем не менее мы поставим этого святого рядом со святым Андреем, Христа ради юродивым. Вы, наверное, помните из его жития, что он подвизался в монастыре и нес послушание чтеца, которое ему давалось с трудом. Однажды, во время праздничного богослужения на Рождество Христово, когда должно быть особенно торжественное чтение, он запутался и плохо что-то прочитал. Все смеялись над ним. Он в горе пришел к себе и молился. Ночью ему было видение Божией Матери. Она протянула свиток и сказала: «Роман, съешь этот свиток (‟кондакион” по-гречески), и ты сможешь славить Господа и Меня, и всех святых». Наутро он взошел на амвон — и уста его отверзлись. Он воспел эти знаменитые слова: «Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит». Мы сегодня слышали почти те же самые слова: «Дева днесь предстоит в церкви». Русская Церковь, каким-то чутьем или вполне сознательно, составила подобное песнопение с тем же самым распевом, чтобы соединить с сегодняшним праздником подвиг истинного смирения и подлинной молитвы этого ничего не умеющего человека, который считал себя хуже других во всех отношениях. Чтобы показать, как Господь и Божия Матерь всегда взирают на смирение и дают самое дивное богатство.
Мы не можем не вспомнить, что сейчас в Московской духовной академии, в Троице-Сергиевой лавре, великий праздник. О чем радость этого праздника? О том, что истинное богословие, истинная Божественная мудрость, истинные духовные дарования обретаются не просто усердным трудом или исключительными внешними способностями, а только таким смирением, какое было у блаженного Андрея, Христа ради юродивого, и преподобного Романа Сладкопевца.
Русская Церковь всегда находилась под особым покровом Божией Матери
Русская Церковь всегда находилась под особым покровом Божией Матери, и в честь Покрова Пресвятой Богородицы было построено множество храмов. В Москве есть Покровский монастырь, всем известный храм Покрова на рву на Красной площади, чаще называемый «храм Василия Блаженного». Напротив нас, в Марфо-Мариинской обители, тоже есть Покровский храм. Все храмы, которые мы сейчас назвали, связаны со святыми, явившими подвиг непостижимого смирения, непереносимого обычными человеческими силами. В Покровском монастыре находятся мощи святой праведной Матроны, которой Господь дал великие скорби. Она — слепорожденная, всю жизнь во тьме жила, и, проходя через эту тьму, смиряясь предельным образом, узнавала свет Христов. Ей открылся этот свет, и в нем — жизнь других людей, любовь Христова и сострадание ко всем людям. Почему многие так почитают Матронушку? Только потому, что Божия Матерь — Та, Которая больше всех узнала, что такое скорбь и что такое смирение у Креста Своего Божественного Сына, — призрела на ее скорбь и на ее смирение. Точно так же, как, может быть, разбойник благоразумный увидел рядом с собой Спасителя, благодаря молитве за него Божией Матери.
Как-то одна женщина на Исповеди рассказала, какое у нее было искушение. Она не могла прикладываться к иконе, изображавшей святую праведную Матрону, так как испытывала чувство неприязни из-за ее слепоты. И Господь попустил ей пережить тяжкую оставленность, уныние и отчаяние. Начались всякие бесовские страхования. Тогда эта женщина, по совету своего супруга, взяла икону блаженной Матроны и приложила к своему изголовью. Внезапно сердца ее коснулся глубокий покой, и все наполнилось светом. Она сказала: «Не электрическим светом, не солнечным, — желая точно обозначить, что с ней произошло, — но именно светом».
Вы также помните, какой подвиг юродства взял на себя Василий Блаженный, как он отказался от всего, чем хвалится человек, что ищет на этой земле. «Люта зима, но сладок рай», — повторял он, ходя нагой и босой среди зимней Москвы и свидетельствуя, что рай действительно сладок.
А в Марфо-Мариинской обители подвизался преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) — духовник преподобномученицы Великой княгини Елизаветы. Вся жизнь его была под покровом Божией Матери. Начал служить, сразу после рукоположения, в храме Покрова города Орла. Когда был призван Великой княгиней Елизаветой в Марфо-Мариинскую обитель, то снова оказался в Покровском храме. А закончил свое земное служение в храме Покрова села Владычня, куда был выслан после долгого пребывания в концлагере. Божия Матерь во всем, даже во внешнем, показала, как Она близка ему.
Под покровом Божией Матери была жизнь всех сестер Марфо-Мариинской обители, многие из которых сейчас вошли в сонм новых мучеников и исповедников Церкви Русской. Если вы читали материалы этой обители, то помните — там есть описание матушки Любови, как накануне праздника Покрова явилась ей Божия Матерь и сказала: «Если не покаетесь, строго накажу». Это Она кому говорит? Людям, которые, от всего отказавшись, избрали путь святости, путь Креста Христова. Но глубина покаяния неизмерима — это отречение от всего греховного до конца и приобщение такому смирению, какое было у юродивых, у всех, о ком мы говорим сегодня. Чтобы Крест Христов мог коснуться нашей жизни, чтобы открылся через это светоносный Покров Божией Матери. И для нас великое благо, что посещает нас Господь такими скорбями.
Святитель Филарет, митрополит Московский, говорит, что мы спасаемся не многой ученостью, не многим временем. Хотя необходима ученость, необходимо постижение сокровищ премудрости — но именно сокровенных, — и требуется много времени для того, чтобы мы восходили к подлинному пониманию глубин жизни. И не многими трудами, хотя труды у нас должны быть постоянными, каждодневными — для стяжания самого главного. Но спасаемся мы, говорит он, напоминая слово Божие, многими скорбями. И можно добавить: многим заступничеством Божией Матери. Потому что где самая великая скорбь — там Она ближе всего, там Крест Христов, там тайна Воплощения Божия. Ради этого пришел Господь в наш скорбный мир.
Помня об этом, будем трезво оценивать все происходящее с нами. Будем понимать, что мы достойное по делам нашим приемлем. Что великое множество беззаконий, которые совершаются в мире, уже переполнило чашу долготерпения Божия. Если бы не молитва Божией Матери, давно бы уже наступил конец мира. Но ради того, чтобы продлилось время на покаяние, для обращения многих, Господь, Долготерпеливый и Многомилостивый, ждет нашего обращения.
Будем помнить о той молитве, которую совершала Божия Матерь, преклоняя колена на церковном амвоне. Она плакала не только о той беде, которая надвигалась на Византийскую Церковь, провидя, что скоро будет почти полное ее крушение. Она плакала о грехах людей, которые молились, и может быть, даже со слезами, находясь в церкви, но которые не имели решимости вступить по-настоящему на путь Христов. Потому-то и было Ее предупреждение сестрам Марфо-Мариинской обители, прежде чем наступил для них час огненного испытания.
Будем помнить, что Матерь Божия плачет и сегодня
Будем помнить, что Матерь Божия плачет и сегодня. Есть о чем Ей плакать. Она, находясь в славе, одновременно плачет о всех нас. Как Господь — Он все победил, но одновременно наготует и страждет. Церковь показывает нам предельную обращенность этой тайны спасения ко всем нам. И Матерь Божия больше всего плачет не просто о наших прегрешениях, которых нам не избежать, потому что нет человека, который жил бы и не согрешал, не просто о тех грехах, в которых мы приносим каждодневное покаяние на Исповеди. Хотя и здесь пусть каждый задумается о тех Ее словах: «Если не покаетесь, накажу!» Но Она больше плачет о другом — о том, что надвигается на землю, если не будет покаяния, если люди не вразумятся. Зверь уже готов выйти из бездны, и тогда такие страдания явятся в мире, каких не было доселе. И если бы не Господь, не Его долготерпение, не заступничество Божией Матери, не спаслась бы никакая плоть, говорит нам слово Божие. Зло на наших глазах стремительно разрастается, но когда мы не одними устами, а всей своей жизнью прибегаем под Покров Божией Матери и молимся: «Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором», — совершается дивное.
Сегодня, мы знаем, многие иконы мироточат, а иные плачут. Иконы Божией Матери тоже плачут. Ее слезы, незримые для нас, становятся зримыми для того, чтобы мы знали, как близка Она к нам, и как мы должны благодарить за Ее благодатный спасительный Покров над нами и над всем миром.
Протоиерей Александр Шаргунов
14 октября 2021 г.
С именем прп. Антония Печерского связывают начало монашества на Руси.
Сегодня совершается память прп.Сергия Радонежского. Предлагаем к просмотру фильм митр.Иллариона о святом.
Дорогие друзья! Завтра будет память прп. Сергия Радонежского. Всех приглашаем на праздничные богослужения: сегодня на Всенощное бдение в 17.00 и завтра в 7.00 на праздничный молебен и в 7.30 на Божественную Литургию.
Благодарим Господа Бога за то, что послал нам доброго пастыря в обитель в лице отца Бориса. Он смиренно, терпеливо несет свой крест, окормляет сестер обители и прихожан, наставляет их истинному христианскому послушанию, смирению и любви: любви друг ко другу, любви ко Господу, любви ко всем ближним и дальним. Благодарим его за многолетнее служение в нашей святой обители, желаем крепких сил, здравия телесного и душевного и спасения во Христе. Многая лета!
Предлагаем к просмотру фильм митр. Иллариона Алфеева о празднике Крестовоздвижения.
Сегодня вся Церковь празднует Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Епископ Выксунский и Павловский Варнава о празднике Крестовоздвидения:
«Наша православная вера очень тесно связана с жертвой Христовой. Это главное событие евангельской истории, потому что через Крест совершилось спасение Господом нашим Иисусом Христом всего человечества от смерти, от порабощения дьяволу. Сам Бог приносит Себя в жертву за грехи людей.
Вы все знаете историю этого праздника. Царица Елена, обретшая Крест, была очень благочестива и находчива. Желая восстановить поруганные святыни в Иерусалиме, она долго искала человека, который мог показать то место, где был распят Спаситель. Иерусалим настолько был разрушен римлянами после восстания иудеев, что там не осталось камня на камне, а потом еще на развалинах построили языческий город. Это был колоссальный труд, люди копали, а когда изнемогали, она бросала им монетки, и этим ободряла рабочих. Так было обретено Животворящее Древо Креста Господня. Патриарх Макарий стал поднимать-воздвигать Крест Господень для всеобщего обозрения среди камней и земли. Крест был очень тяжелый, не такой легкий и маленький как у нас в храме на богослужении, и ему помогали.
Неся Крест на Голгофу, Господь Иисус Христос, измученный и израненный, падал под его тяжестью, разбил себе колено. Об этом нам сейчас известно из «пятого Евангелия» – Туринской плащаницы. Это вещественное свидетельство страданий Христа. Благодаря современным методам исследования, ученые установили, как мучили Иисуса, вплоть до того, сколько ударов Ему было нанесено римским бичом, как надевали на голову терновый венец, как шапку, и били тростью. Все эти следы остались на плащанице.
Некоторые недоумевают, почему мы почитаем Крест и поклоняемся Ему, это ведь неодушевленный предмет. Но мы знаем, какая сила исходит от Креста Господня, потому что на нем был распят Спаситель. Мы поклоняемся Кресту не ради Креста, а почитая Христа, распятого на Нем. Любой другой крест, не связанный со Спасителем, для нас обычный крест. Вспоминая Его страдания, и мы должны распять свою плоть «со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Та жертва, которую принес за нас на Кресте Господь, не должна быть напрасной. Мы всё необходимое сейчас имеем для спасения, только надо неотступно следовать этой дорогой, воспринимая весь тот опыт, который накопила Святая Церковь в своей двухтысячелетней истории».
Сегодня у нас трудятся, непокладая рук, добровольцы из волонтерского движения "Милосердие" г. Н.Новгород. Труды на самом сложном участке под названием "Сестринский корпус". Мы очень вам благодарны за помощь. Ваш самоотверженный труд и любовь вашу приемлет Господь. Желаем вам спасения.
"... Вот по этой-то лесной дороге в один из летних жарких дней (1785 года - ред.) по пути к Сарову из Мурома шли два инока. Оба они были еще молоды, но в подвигах духовной жизни достигшими большого совершенства. Оба были известны народу как люди святой жизни. Это были Саровский инок Серафим и Муромский - Антоний.
Дошли они до местечка, называемого Кряжёва Сечь (или Мокрое), остановились и сели отдохнуть на дубовых пнях. Отец Серафим сказал отцу Антонию:
- На этом самом месте, отче, будет женский монастырь, его оснует девица. Она будет людям на посмеяние, а Царице Небесной на прославление. Здесь будет храм во имя Матери Божией "Утоли моя печали"!
Сказав это, отец Серафим встал и топориком, который он имел обыкновение всегда носить при себе, срубил два дубка. Заострил одн из них, и, обращаясь к спутнику, сказал:
- А ты, отче, этот крест утверди!
Отец Антоний утвердил поперечную часть креста. Ямку для водружения креста тем же топориком вырыл отец Серафим. Потом, пропев тропарь кресту: "Спаси, Господи, люди твоя!", водрузил крест между кустарниками и снова запел тот же тропарь, поклоняясь кресту. И оба благочестивых спутника вместе снова, в третий раз, запели тот же тропарь, продолжая молиться.
Объятый духовным восторгом, отец Серафим сказал:
- Вот на этом самом месте будет соборный храм!"
Есть предание, что на том месте, где прп. Серафим утвердил крест, сейчас находится Крестовоздвиженский придел монастырского храма.
Дорогой нашей матушке желаем спасения. Многая и благая лета!
Первыми на наш зов о помощи откликнулись волонтеры Добровольческого движения Выксунской Епархии "Доброхот". Трудились на всех поприщах. Очень благодарны вам за ваше доброе, отзывчивое сердце.