Страницы

пятница, 27 января 2017 г.

Участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXV Международных Рождественских образовательных чтений подвели итоги работы

Заключительный день работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXV Международных Рождественских образовательных чтений начался с Божественной литургии в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы.

Богослужение в день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, возглавил митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь).

Его Высокопреосвященству сослужили клирики монастыря и прибывшее на форум священство. За богослужением молились настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа) с сестрами и игумении ставропигиальных и епархиальных монастырей Русской Православной Церкви и Поместных Церквей, принимающие участие в Чтениях.

Открывая заседание круглого стола на тему «Подвиг в духе Христовом: сохранение традиций монашества в условиях гонений ХХ века», епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря Москвы, поздравил собравшихся с отданием праздника Крещения Господня и днем памяти святой равноапостольной Нины.

Епископ Феофилакт сообщил о состоявшемся накануне вручении Президентом России Владимиром Путиным ордена Александра Невского архимандриту Тихону (Секретареву), наместнику Успенского Псково-Печерского монастыря, за большой вклад в развитие духовных и культурных связей и поздравил Его Высокопреподобие с государственной наградой.

Затем участники круглого стола выступили с докладами. Заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа) напомнила страницы истории Зачатьевского монастыря, связанные с трагическими событиями ХХ века, и рассказала о смиренном подвиге последних сестер разоренной обители. В своем выступлении матушка тепло вспоминала иеромонаха Павла (Троицкого), окормлявшего в годы гонений многих верующих людей, впоследствии принявших монашество и ставших священниками Русской Православной Церкви.

Архимандрит Тихон (Секретарев) обозначил вехи истории Псково-Печерской обители в ХХ столетии, особо подчеркнув значение братских духовников не только как помощников игумена, но как выразителей воли Божией.

Игумен Свято-Косьминской пустыни Петр (Мажетов) раскрыл тему монашества как подвига мученичества в любое, даже внешне мирное и спокойное время, так как основная цель жизни монаха – созидание личности во Христе – требует предельной самоотверженности и мужества.

Большой интерес вызвало сообщение игумена Нектария (Блинова), настоятеля Свято-Георгиевского монастыря в г. Чирчике (Республика Узбекистан), рассказавшего о малоизвестных страницах истории, связанных с пребыванием в Средней Азии ссыльного русского монашества. В период репрессий исповедники веры смогли передать свой духовный опыт местным жителям, благодаря чему окрепло и усовершенствовалось монашество в Средней Азии.

Старший научный сотрудник Института Всеобщей истории РАН А.Л. Беглов посвятил свой доклад истории тайных монашеских общин в 1920–50-е годы, уделив особое внимание духовной жизни общин Высоко-Петровского монастыря, окормляемых последними старцами Зосимовой пустыни.

Игумения Мария (Сидиропуло), настоятельница Свято-Елисаветинского монастыря в Мюнхене (РПЦЗ), в своем выступлении «Сохранение монашеских традиций в условиях гонений», в частности, рассказала о тех, кто уезжал из России, чтобы сохранить свою веру. Эти люди воспринимали эмиграцию не как бегство, а как ожидание духовного возрождения своей страны. Независимо от того, по какую сторону границы оказались русские православные люди, все они чувствовали себя членами Церкви Христовой.

Игумения Алексия (Ремизова), настоятельница Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского монастыря в Костромской области, продолжила тему сохранения и развития русской монашеской традиции, которая не прервалась, оказавшись в трудных исторических условиях.

Настоятельница Троице-Одигитриевского ставропигиального монастыря Зосимова пустынь игумения Фаина (Кулешова) на примере подвига преподобномучениц Зосимовой пустыни проиллюстрировала бесцельность и абсурдность политики репрессий советского периода. Благодаря стойкости исповедников веры Церковь приобрела тысячи Небесных заступников.

Заключительный доклад круглого стола, который прочитал протоиерей Александр Чесноков, был посвящен святым старцам Глинской пустыни, внесшим значительный вклад в сохранение традиции русского монашества в богоборческий период. Протоиерей Александр на протяжении многих лет был лично знаком с прославленным в лике святых митрополитом Зиновием (Мажугой), а в настоящее время является исследователем подвига глинских старцев в ХХ веке.

Во второй половине дня под председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия начала свою работу секция «Устроение жизни современных монастырей и уроки трагических событий ХХ века» (куратор – игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия).

Митрополит Георгий, раскрывая тему «Духовный авторитет игумена как основа единства братства», подчеркнул, что для возрождения монашества необходимы сегодня соборные усилия. Вырабатываемые в настоящее время церковные документы определяют важные принципы устройства обителей и призваны помочь возрождающимся общинам войти в русло многовековой монашеской традиции. Обращаясь к дискуссии о том, каким должен быть игумен современного монастыря, возникшей при обсуждении проекта документа Межсоборного присутствия «Положение о монастырях и монашествующих», Его Высокопреосвященство предложил быть особенно внимательными к ошибкам и заблуждениям, которые обнаруживаются в практике устройства современных монастырей.

Наибольший отклик участников секции вызвал доклад наместника Свято-Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения «Послушание как фундамент монашеской традиции». Его Высокопреосвященство на множестве примеров показал неразрывную связь евангельского и святоотеческого понимания добродетели послушания с основами правильного устроения монашеской жизни. Митрополит Арсений напомнил, что и в советский период при отсутствии монастырей монашеские общины выжили и сохранили традицию благодаря тому, что в смиренном послушании формировались вокруг старцев-духовников. «Где было послушание, там было и старчество», – привел владыка Арсений слова схиархимандрита Серафима (Мирчука), завершая свое выступление.

Наместник Нило-Столобенской пустыни архимандрит Аркадий (Губанов) в докладе «"На связи с Богом": богослужебная и молитвенная жизнь монастыря и братии как условие сохранения монашеского духа», опираясь на письменное наследие святителя Игнатия (Брянчанинова), раскрыл принципы, которыми нужно руководствоваться, устраивая как общую богослужебную жизнь обители, так и личную молитвенную жизнь каждого насельника. В основании этих принципов – главные монашеские добродетели: послушание и умная сердечная молитва. В том случае, когда игумен и духовник сверяют свою жизнь с этими принципами, братство и каждый инок в монастыре, по слову автора, будут постоянно находиться «на связи с Богом», а обитель, сохранит особый, не причастный миру, дух.

Архимандрит Пимен (Адарченко), наместник монастыря Святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, выступил с докладом «"Жительство не по плоти, но по Духу": преодоление тяготения к миру и мирскому в современных обителях». Анализируя риски развития монастырей XXI века, архимандрит Пимен показал, как внедрение технологических новшеств и чрезмерное увлечение социальной деятельностью могут поставить под угрозу духовную жизнь насельников. В своем исследовании автор также рассмотрел вопросы о том, различаются ли условия спасения в бедных и богатых обителях и как должно соотноситься ведение хозяйства с реальными потребностями монастыря.

В завершение митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий зачитал итоговый документ работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXV Международных Рождественских образовательных чтений.

В 2017 году в мероприятиях профильного монашеского направления приняли участие 260 насельников монастырей России, Украины, Белоруссии, Грузии, Кипра и Германии.