Страницы

пятница, 7 февраля 2014 г.

Празднование иконы Божией Матери «Утоли моя печали», о монашестве, 7 февраля 2014 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие участники сегодняшней нашей совместной молитвы, матушка Елисавета, всечестные отцы, уважаемые наши дорогие гости!

В предыдущем приветственном слове было сказано, что здесь – представители Вачской земли. Не только Вачской. Я вижу людей, которые приехали из Нижнего Новгорода, старых своих знакомых, что очень отрадно и приятно. Поэтому сегодня здесь, можно сказать, представлена вся Нижегородская область.


Ну, и, конечно, сегодня день особенный для этой обители. Это день ее рождения, праздник в честь иконы пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Под знамением и благословением Матери Божией через эту икону восстанавливалась эта обитель. И само название – «Утоли моя печали» – так походит на одно из прошений томящегося сердца, сердца скорбящего к Матери Божией с надеждой и верой, что она действительно утолит все печали и отрет слезу с очей наших. И это происходит всегда. Матерь Божия через многие и многие свои иконы (не счесть чудотворных икон в честь Нее) являет милости тем, кто к Ней прибегает с верой, молитвой и, самое главное, с покаянием.

Монастырь, конечно, прежде всего, место молитвы и место покаяния. Почему уходят в монастыри? Уходят для того, чтобы идти путем покаяния. И у святителя Игнатия (Брянчанинова) есть такая мысль, что начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения. Человек, который не видит своих грехов, не переживает о них, не видит своей духовной болезни, не может припасть ко Христу, не может к Нему прийти. И, если он не чувствует необходимости во Христе, то он даже не может называться Христианином. И только тот, кто видит свои грехи, сокрушается о них и стремится исцелиться от болезни духовной, тот через веру, смирение и покаяние приближается ко Христу. И вот только такого человека в полной мере можно назвать христианином. Путь покаяния, сугубого покаяния – это и есть монашеская жизнь.

Но это вовсе не значит, дорогие братья и сестры, что только монаху нужно идти этим путем. Заповеди Божии в Евангелии даны для всех людей один раз и навсегда. В Евангелии нет разделений, что «вот эти заповеди для монахов, а вот эти – для мирян». Все мы должны соблюдать заповеди Божии, потому что это отражения духовных законов, нарушение которых влечет за собой скорби, болезни и смерть. Если нарушение законов материального бытия влечет за собой разрушение и умирание живого, то то же самое происходит, когда человек нарушает духовные законы. Душа его начинает умирать. Вот что делает с нами грех: он калечит и убивает нашу душу. И вот почему нужно соблюдать заповеди Божии. Когда человек исполняет эти заповеди, душа его постепенно, не сразу, обретает цельность, исцеляется. И, таким образом, уклоняясь от зла, человек старается творить благо и приближается по свойствам своим к Богу, а именно, ко Христу, к Богочеловеку, который не только в своих словах, не только в дивном, удивительном Евангелии, которое нам оставили его ученики – а в этом Евангелии изречены все спасительные для нас глаголы Божии, – но и своей жизнью показал, каким должен быть совершенный человек, который во всем подобен нам, кроме греха.

Монахи – это те люди, которые стараются всю свою жизнь посвятить покаянию. Покаяние – это значит изменение. Это значит, что они всю жизнь стремятся к изменению себя. А борьба со страстями – это очень трудный путь, который всю жизнь человеку придется преодолевать с большими трудностями. Потому что страсти очень приразились к нашему сердцу и отрывать их от сердца приходится с большой болью, потому что сердце сочувствует страстям и грехам. Мы очень любим грех, к сожалению. Поэтому мы и гордимся, и тщеславимся и гневаемся, и раздражаемся, и сплетничаем, и чревоугодничаем, и так далее.

В монастыре все, весь распорядок дня, который называется Уставом монастырским, устроено таким образом, чтобы человека направить на вот это самое главное делание – на борьбу со страстями и внимательную, не рассеянную молитву. Потому что молитва соединяет человека с Богом. Христианин – это человек молитвы. И тот, кто не научился молиться внимательно (потому что внимание – это душа молитвы: как тело без духа мертво, так и молитва без внимания мертва), благоговейно (когда человек всегда помнит, что он стоит перед Святым Богом), и с покаянием (стремлением к изменению себя) не обретет соединения с Богом. Поэтому слова Григория Богослова, память которого сегодня празднуется, о воплощении Бога Человека, Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа, очень важны для нашего понимания: Бог, Господь наш Иисус Христос, стал человеком для того, чтобы человек стал Богом по благодати, вернул себе Божественное достоинство, потому что человек – это образ и подобие Божие. Разве мы об этом помним каждый день? Нет, не помним. И то, что мы иногда живем беспечально, не в том смысле, что у нас нет скорбей, а в том, что мы не печалимся о грехах и страстях своих, с которыми не боремся, это, конечно, большая беда. Мы это когда-то чувствуем по временам. И поэтому для нас большая радость заключается в посещении святых обителей. Видя тех немногих людей, потому что обители сейчас, к сожалению, немногочисленны, за исключением буквально нескольких, мы видим, что эти люди стараются все-таки жить по большому счету, что называется. Это люди, которые сожгли все мосты возврата к прошлой жизни. А иначе ничего не получится. Нужно всего себя отдать, и только тогда произрастет какой-то плод. Ииначе мы то семя благодатное, которое дается нам Богом, хороним в себе и не взращиваем.

Так что дай Бог сил и матушке Елисавете, и сестрам святой обители сей, возрождающейся обители, чтобы те слова, в которых сегодня упоминалось, что монастырь этот станет лаврой, исполнились. Но не в том смысле, что будет такой большой монастырь и будет такое благолепие, красота… Все это, конечно, хорошо, но Богу нужно не это, потому что это все вторично. Главное, чтобы сердца наши были с Богом. Господь говорит: «Сыне, даждь Ми сердце твое» (Притч. 23, 26). Не здания, не прекрасная, благолепно украшенная цветущими садами территория нужны Богу, а чтобы душа человека благоухала добродетелями, благодатью Божией, вот что важно. И тогда все и вокруг человека будет преображаться. Только так. И дай Бог, чтобы светильник молитвы не угасал в этом святом месте. В масштабах истории время разорения, когда обитель, казалось бы, перестала существовать, и уже мало что напоминало о том, что здесь был монастырь когда-то, это время очень короткое, оно очень быстро прошло. Сейчас новое время, монастырь снова возрождается, и у монастыря есть будущее. И надо благодарить Бога, что и у нас с вами, и у обители есть будущее, что мы имеем возможность беспрепятственно приходить в храмы, возносить свои молитвы Богу, поддерживать словом, молитвой, какими-то добрыми делами, средствами своими духовную жизнь, ради чего, собственно, и создан монастырь. Это очень важно, потому что без монастырей, этих светочей, невозможно возрастание, возрождение нашей великой, могучей России.

Так что дай Бог нам с вами всегда об этом помнить, всегда помнить о главном:

Бог ждет от нас добрых плодов, и эти плоды должны быть, прежде всего, плодами нашего сердца. Сегодня было очень радостно причащать приехавших сюда паломников. Это великий Дар от Всемилостивейшего Спаса нашего Иисуса Христа – Он дает нам вкушать Пречистые Его Тело и Кровь. Происходит сущностное соединение со святым Богом, со Христом. И каждый человек, причащаясь, здесь и сейчас становится богом по благодати. И дай Бог нам эту благодать не расплескать, потому что Дух Святой не терпит скверных грехов и отходит от нас, когда мы пренебрежительно относимся к великой святыне, которую мы вбираем в себя, приобщаясь святой Евхаристии. Поэтому будем внимательны, будем стараться в это время не празднословить, никого не осуждать. Будем стараться хранить мир душевный. И тогда Бог мира Господь наш Иисус Христос пребудет со всеми нами. Пусть Матерь Божия своими молитвами поможет нам идти путем спасительным в Царствие Божие, гражданами которого мы все с вами являемся. Аминь.